Сегодня российские продавцы алкогольной продукции
пытаются завоевать внимание покупателей с помощью инноваций в упаковку
своего товара - с помощью создания красивых и привлекательных для
потребителя стеклянных бутылок и этикеток, а также инноваций в
конструкцию пробки бутылки.
Художественный замысел можно воплотить в дизайне
множеством способов — традиционный способ предусматривает разработку
дизайнерского рисунка от руки, создание векторного рисунка, например, в
программе для разработки векторной графики Corel Draw. После этого
создается поверхностная или твердотельная 3D модель в CAD системе. На
такой 3D модели разрабатываются наружные формообразующие поверхности,
компонуются места для этикетки и контр этикетки, места под акцизную
марку, ориентатор и т.д. На этом же этапе на наружную поверхность 3D
модели стеклянной бутылки наносят логотип, надписи. С
помощью инструментария CAD программы в модели бутылки создается
внутренняя поверхность, выбирается толщина стенки, корректируются
наружные поверхности, моделируется венчик,
корректируется оставшееся компоновочная геометрия. Можно пойти
и самым простым путем — просто подобрать необходимую стандартную
бутылку по ГОСТ 10117.1-2001 «Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей.
Общие технические условия» и ГОСТ 10117.2-2001 «Бутылки стеклянные для
пищевых жидкостей. Типы, параметры и основные размеры», а потом
реализовать замысел дизайнера, создав 3D модель в CAD системе и добавив
только надписи и логотип.
Но все вышеперечисленные подходы не позволяют
производителям алкогольной продукции получить конкурентное преимущества
на рынках сбыта. Особенности рынка алкогольной продукции таковы, что
содержимое бутылок у разных продавцов сравнимо по качеству и
потребительским свойствам, поэтому конкурентные войны разгораются в
области рекламного продвижения брендов и торговых марок, в области
создания эргономических, эстетических бутылок и высокотехнологичных
пробок к ним. Бутылка в одном случае превращается в художественный
шедевр с плавными поверхностями водной глади, в другом случае пробка
бутылки может озвучивать какую-нибудь мелодию и блистать светомузыкой. Для воплощения во истину инновационных идей по разработке
дизайна бутылки на этапе идеи, двухмерного дизайна и 3D дизайна
применяют технологии 3D сканирования, реверс инжиниринга, быстрого
прототипирования. Как же должен выглядеть жизненный цикл
проекта в этом случае? Сначала художник
воплощается свой замысел в ручной лепке пластилина или глины, или же в
дело идут фрагменты форм природного камня, комбинации лепки и фрагментов
готовых природных форм. Потом лепнина сканируется 3D сканером и
полученные данные сканирования в виде 3D STL модели импортируются в CAD
программу. Здесь на основе данных сканирования воссоздается
поверхностная 3D модель но уже на основе математического ядра системы
CAD. В процессе воссоздания убираются ненужные биения формообразующих
поверхностей, происходит совмещенное наложение 3D формы стандартной бутылки и
формообразующих поверхностей, которые были сделаны руками художника.
Затем повторяется рутина по компоновке пространства под этикетку,
акцизную марку, нанесения логотип, надписей и другой сопутствующей
информации. Итерационно происходит корректировка геометрии бутылки с
учетом получения требуемого объема, а также с учетом оптимизации
формообразующих поверхностей для конструирования и производства
технологической оснастки. Формируются плоскости смыкания оснастки,
геометрия форм бутылки ориентируется в соответствии с расположением этих
плоскостей. После этого изготавливается прототип бутылки с
использованием технологии 3D печати. После утверждения прототипа
изготавливается прототип оснастки. Стеклянные бутылки после окончания
цикла формования и остывания готовой бутылки имеют свойство уменьшатся в
объеме на несколько процентов. Такое изменение форм бутылки критично и
требует тщательного контроля. На помощь снова приходят технологии 3D
сканирования. Сканируются натурные образцы стеклянных бутылок в холодном
состоянии и с помощью специального программного обеспечения
сравнивается поверхностная CAD 3D модель бутылки с 3D данными
сканирования. Программа позволяет практически мгновенно оценить
изменения отдельных контролируемых размеров или всю геометрию целиком.
Разработка современного дизайна стеклянной бутылки требует применения
наукоемких технологий сравнимых по сложности и стоимости с самыми
современными технологиями авиа или автомобиле строения. Но получение конкурентного преимущества на рынке сбыта стоят
вложенных инвестиций в инновационный дизайн. Лидеры российского рынка
алкогольной продукции смело идут на шаги по рестайлингу бутылок и в результате этого побеждают своих конкурентов. Алкогольная продукция ведущих российских
производителей хорошо продается не только на внутреннем рынке, но и идет на
экспорт.
|