История одного наукоемкого промышленного проекта. Продолжение.
Несколько лет назад мне посчастливилось работать в большой промышленной компании - лидере российского рынка криогенного оборудования - в компании ОАО "Криогенмаш", которая расположена в подмосковном городе Балашиха.В
2005 году Криогенмаш принял решение выйти на рынок Европейского
сообщества и начать завоевание этого рынка. Один из мировых лидеров
глобального рынка криогенного оборудования компания Linda AG
располагала в то время потребностью в реализации крупного проекта по
созданию системы хранения жидкого водорода. Эту систему предполагалось
разместить в Германии на территории завода, на котором в промышленном
масштабе добывали водород из воды. В 2005 г.
ОАО "Криогенмаш" заключает договорные отношения с Linde AG и реализация
этого проекта начинается силами Криогенмаш. После согласования плана
обеспечения качества проекта начался этап эскизного проектирования...
Наша команда проектировщиков, которая вошла в рабочую группу по
реализации этого проекта, была сформирована по принципу владения
инновационными технологиями проектирования и инженерного анализа,
хранения данных и управлением проектом, а также знания английского
языка.
Команда была тщательно отобрана - костяк команды
составили бывшие сотрудники московского инженерного центра компании
Боинг и сотрудники давно работающие в ОАО "Криогенмаш". Было принято
решение использовать в качестве системы САПР - систему CAD/CAM/CAE
CATIA v5, для хранения и управления проектными данными - систему PDM
SmarTeam. Для проведения прочностных расчетов - NASTRAN/PATRAN и ANSYS,
для управления проектами - Microsoft project.
Каждый цифровой макет изделия содержало примерно 900 уникальных сборочных единиц и деталей.
Для
работы над этим проектом было принято решение применять авиационные
методологии проектирования в среде CATIA v5 Relation design
(методология сверху вниз), что должно было позволить создавать типовой
цифровой макет изделия для резервуаров, предназначенных для хранения
жидкого водорода, жидкого азота и жидкого кислорода сопоставимого
объема. Для создания цифрового макета изделия необходимо было
смоделировать несколько абстрактных и сложных скелетных моделей,
которые бы описывали геометрическое расположение и другие
характеристики комплексов, комплектов, сборочных единиц и деталей
изделия.
Само изделие представляли собой огромный резервуар длиной около 35 метров, диаметром около 3 метров,
массой в пустом состоянии около 45 тонн. Резервуара был выполнен в виде
двух оболочек, между которым создавался высокий вакуум и монтировалась
экрано-вакуумная изоляция. Внутренний сосуд непосредственно наполнялся
жидки водородом. Для перевозки изделий использовался специальный
железнодорожный транспортер, сцепленный из трех железнодорожных
платформ - только так можно было перевозить такой крупногабаритный груз!
Участники нашей команды начали разрабатывать параметрические скелетные
модели в системе CAD/CAM/CAE CATIA v5. Мне достался участок в этой
работе по разработке скелетной модели самого высшего уровня иерархии -
скелетной модели всего изделия.
Внутренний
сосуд являлся по отношению к внешней металлической оболочки (кожуха)
механизмом - для компенсации термический деформаций он устанавливался
на шарнирные опоры с терморазрывными мостами из стеклопластика.